В далеком 2006 году, когда о кризисе 98 года уже забыли, а о 2008 еще не знали, решил я обзавестись игровой приставкой. Выбор пал на творение конторы Билли Гейтса Третьего. Не потому что «сыновья юристов» мне ближе по духи, а потому что … как бы это сказать юридически безопаснее … «игры-программы проще и дешевле достать».
Но была тогда у Xbox одна проблема, «родовая травма», так сказать. С запуска в 2005 году приставка получила «дурную славу» у потребителей из-за низкой надёжности. Все форумы были переполнены страшными историями про «три красных глаза».
Радостный игроман покупал «коробку», играл на ней без перерыва два-три дня, а на четвертый-пятый при включении вместо радостного «зеленого» перемигивания стильных индикаторов на лицевой панели зажигались три красных сегмента. Как потом было признано Microsoft, основной причиной поломок был перегрев системы, вызванный неправильным бессвинцовым припоем и недостаточным охлаждением. Затем с переходом на 65-нм техпроцесс и увеличение эффективности охлаждения системы за счёт установки дополнительного радиатора на видео-чип проблемы была снята, но «осадок остался».
Но это в далекой и «законопослушной» Америке. В заснеженной России попытка поменять консоль по гарантии в большинстве случаев приводила отрицательному результату. Плюс непреодолимое желание российских владельцев Xbox «улучшить» консоль «для снижения затрат на покупку игрового контента». После «улучшения» ни один, даже самый «наглый» и «законоподкованный» россиянин не тратил времени на гарантийный ремонт. Приходилось решать проблему «народными» методами, то есть через интернет и знакомых.
Начитавшись этих страхов и понимая, что в нашей провинции слово «гарантия» не знают даже страховые агенты, я рискнул все-таки купить приставку, но решить проблему «красного глаза» так сказать «в роддоме». Мировое игровое сообщество уже указало мне причину – глобальный перегрев, а многолетний опыт подсказал решение – большой внутренний объем и «научно-обоснованная» вентиляция. Оформилась концепция – берем корпус от компьютера с блоком питания и размещаем в нем «начинку» консоли, плюс устанавливаем необходимое количество вентиляторов с запиткой от компьютерного блока питания, так как блок питания приставки с трудом справлялся даже с «основной» нагрузкой.
Исходя из научного подхода я начал с последнего пункта в спецификации - с компьютерного корпуса. Купил за 200 рублей прекрасный десктоп (Р1, 4 планки памяти, 5" флоп, 320Мб винт, сетевая карта, работающий блок питания на 250Вт). Все кроме корпуса и блока питания выкинул на балкон, корпус отмыл от пыли и инвентарных номеров. Также был куплен недорогой и редкий «термо-девайс» – двухпозиционный регулятор скорости вращения вентиляторов с термопарами и экранчиками для «трансляции» показания термопар.
Пока местные «Афанансии Никитины» везли мне «под заказ» консоль, прикинул в «SketchUp» компоновку в купленном корпусе.
На рисунке:
- черный – вентиляторы на 80 и 120 мм;
- коричневый – DVD консоли;
- бирюзовый – винчестер консоли;
- красный - экран температурных датчиков и регуляторов вентиляторов;
- синий - блок питания компьютерного корпуса;
- зеленый - блок датчиков/индикаторов консоли;
- серый – плата консоли с радиаторами и нейтивной системой охлаждения.
В ходе дальнейшей реализации схема была доработана и немного изменена, но основная концепция сохранилась. Уже было ясно, что блок питания приставки не помещается в компьютерном корпусе и что даже огромный АТ-корпус маловат. Включение питания консоли и «корпуса» разделены, система охлаждения приставки сохранялась, что упрощало конструкцию и гарантировало, что чипы не останутся без охлаждения.
После долгожданной доставки Xbox он был полностью препарирован.
Началось самое трудное и интересное – «упихивание» в корпус-«старичек» начинки Xbox. То что SketchUp-е казалось простым и красивым, оказалось сложным и безобразным. Я старался по минимуму «курочить» Xbox и сто раз пожалел, что связался с готовым корпусом. В следующий раз только кастом! Я 90% времени потерял пытаясь решить проблемы «упихивания». В самодельном корпусе все было бы проще и технологичнее.
Что в результате было сделано:
1) Отполированы основания радиаторов, заменена паста на КПТ-8, поставлены вентиляторы 70 мм на видео-чип и 60 мм на процессор.
2) Установлены два 90 мм вентилятора на вдув на верхней и нижней крышке корпуса и один на выдув на задней панели (напротив штатных).
3) Прорезаны окна в корпусе и установлены радиаторы на 4 нижних и на 2 верхних микросхемах памяти.
4) Закреплен DVD, винчестер привешен сбоку (заменен только кабель винчестера).
5) Подведены 2 термопары под радиаторы видео-чипа и процессора.
6) Дополнительные вентиляторы и «термо-девайс» запитаны от «писишного» блока питания
7) Изготовлена лицевая панель с 3 кнопками, экранами термо-девайса и 4 индикаторами.
8) Вся эта конструкция размещена и закреплена в АТ-корпусе, корпус обклеен декоративной пленкой.
Многолетний опыт показал:
1) Пока все работает
2) Температура процессора стабильно держится в районе 36-38 градусов, видео –45-46 градусов. На играх с «тяжелой» графикой температура видео-чипа доходит до 50 градусов.
3) Система получилась достаточно «негромкая», несмотря на огромное количество вентиляторов (8 штук разного калибра)
4) В корпусе копится пыль – можно было поставить вентиляторы послабее.